Млбильное приложение
Новое мобильное приложение на iOS и Android

Книга. Фильм. Читатель и зритель: Две дороги одного пути

С момента зарождения кинематографа книги являются постоянным источником вдохновения для кинематографистов.

Не успел прибыть на вокзал поезд братьев Люмьер, как тут же рыцари целлулоида стали переносить на экраны классические произведения Гёте, Свифта, Дефо.

Трудно сегодня найти человека, который не видел бы экранизации книг Жюля Верна, Александра Дюма, Джоан Роулинг, Джона Толкина. Экранизации уверенно возглавляют чарты самых кассовых фильмов. Ленты из франшиз, основанных на популярных книгах - киноцикл о Гарри Поттере, трилогию «Властелин колец», «Хроники Нарнии», «Алису в Стране Чудес», «Хоббита» - посмотрели миллионы людей.

Самый кассовый российский фильм 2014 года – тоже экранизация - «Вий», вольная адаптация повести Гоголя. Напомню, что другая экранизация классика «Тарас Бульба» также пользовалась большим успехом в России.

Знаменитый рейтинг Топ 250, составленный по результатам голосования среди посетителей главного кинопортала мира IMDB, вот уже многие годы уверенно возглавляют экранизации книг Стивена Кинга и Марио Пьюзо «Побег из Шоушенка» и «Крёстный отец».

В аналогичном рейтинге на самом популярном российском киноресурсе, сайте «Кинопоиск», первые два места также за экранизациями – это «Побег из Шоушенка» и «Зелёная миля» по романам того же Стивена Кинга.

Фактически ежегодно именно экранизации получают самую престижную кинонаграду мира – премию «Оскар». 47 фильмов из 86, первенствовавших в номинации «Лучший фильм», это экранизации, включая последнего лауреата - драму «12 лет рабства» по книге Соломона Нортапа.

О значимости экранизаций говорит и тот факт, что ещё с 1929 года награду Американской академии кинематографических искусств и наук сценаристам вручали именно за адаптацию книг. Первоначальное название этой номинации так и звучало: «Лучший сценарий-адаптация». И только спустя годы, в 1941-м, появилась ещё одна номинация для сценаристов - «Лучший оригинальный сценарий».

Однозначно можно сказать: экранизации книг востребованы. Их любят и ждут.

Сегодня мы имеем классический случай, когда популярность книги помогает достичь аналогичных результатов и для её экранизации. Очевидные примеры здесь - книги Джоан Роулинг о Гарри Поттере и «Властелин колец» Толкина. Сверхпопулярность этих книг способствовала походу читателей в кинотеатры на экранизации. Из более свежих примеров – «Сумерки» Стефани Майер и «Голодные игры» Сьюзен Коллинз. И что важно – миллионы людей не просто впервые прочли эти книги-первоисточники, а вообще впервые приобщились к чтению.

Пожалуй, наиболее показательна необходимость сотрудничества киношников и книжников тогда, когда успешный кинопрокат привлекает внимание к книге-первоисточнику, до выхода экранизации не пользовавшейся массовой популярностью. Именно так мировая аудитория открыла для себя имя Чака Паланика, чей роман «Бойцовский клуб» вышел без особой шумихи в 1996 году, но навёл шороху спустя три года - после премьеры экранизации Дэвида Финчера.

В России вспоминается аналогичный случай с Сергеем Лукьяненко. Первый тираж «Ночного дозора» в 1998 году составил 20 000 экземпляров. За следующие пять лет было допечатано ещё 15 000 экземпляров. В 2004 же году, сразу после июньского сенсационного старта фильма Тимура Бекмамбетова, роман Лукьяненко был выпущен в разном оформлении в течение года общим тиражом 91 000 экз. И в последующие годы «Ночной дозор» переиздавался ежегодно. Сегодня книги Сергея Лукьяненко продаются во всём мире. Например, Лукьяненко вместе с Борисом Акуниным является самым публикующимся российским автором в Великобритании. Экранизация Акунина «Турецкий гамбит» тоже стала хитом.

Маркетологи понимают, что появление экранизации поднимает продажи первоисточника, и уже давно наладили выпуск книг с кинообложками. Фактически к каждой премьере экранизации, в России в том числе, издатели подгадывают выход книг, на обложках которых фигурируют герои фильма.

Многие из нас смотрят, но не читают; либо читают, но не смотрят. Как же на практике нам помочь друг другу – чтобы и читали, и смотрели?
Сеть кинотеатров «Монитор» уже давно использует в своей деятельности несколько видов привлечения читателей в кинотеатры и обращения зрителей к чтению. Например, розыгрыш среди зрителей книг-первоисточников, когда эти книги достаются зрителям, посмотревшим фильмы в наших кинотеатрах. Иногда нам удаётся сделать из таких акций настоящее событие – так на премьере фильма «Запрещённая реальность» мы дарили самым активным участникам конкурса книги Василия Головачёва с его автографом.
Без сомнения, ещё лучше, когда сам автор книги, которая послужила основой для экранизации, присутствует на премьерном показе. Так нашими гостями в Краснодаре были Евгений Гришковец на премьере своего фильма «Сатисфакция» и Андрей Кивинов на премьере «Каникул строгого режима». В последнем случае мы организовали автограф-сессию писателя в книжном магазине.

Самое плодотворное сотрудничество в последние годы у сети «Монитор» возникло в связи с появлением Клуба любителей фантастики «КЛЮФФ» при Краснодарской краевой юношеской библиотеке имени Вараввы.

На ежемесячных встречах поклонников жанра фантастики проходят презентации фантастических киноновинок, розыгрыш фирменных сувениров от создателей фильмов - в том числе книг, выпущенных специально к премьерам. Участников клуба мы приглашаем на бесплатные предпремьерные показы. Проводим литературные киноконкурсы среди читателей библиотеки, где призами являются билеты в кино.

Большой резонанс имел конкурс фантастического рассказа «Кино будущего», победители которого не только смогли опубликовать свои работы в журнале сети кинотеатров «Монитор» «КиноPeople», но и получить свой первый гонорар.

Именно вместе с клубом «КЛЮФФ» и при помощи Библиотеки имени Вараввы в прошлом году сеть кинотеатров «Монитор» провела в Краснодаре международный кинофестиваль «Dollar Baby Film Festival Russia». Это киносмотр короткометражных экранизаций Стивена Кинга, самого читаемого в мире американского автора и самого экранизируемого писателя современности. Фестивали «Dollar Baby» проводятся по всему миру с 2004 года. За почти десять лет существования фестивали прошли на трёх континентах – в США, Аргентине, Нидерландах, Бельгии, Испании.

На фестивале в Краснодаре был представлен уникальный контент.

Во-первых, программа короткометражных экранизаций проекта «Dollar Baby», официальных фильмов по произведениям Стивена Кинга, чьё создание одобрено самим автором. Так как эти фильмы нельзя выкладывать в Интернет, фестивали «Dollar Baby» - это не просто единственный способ увидеть это независимое кино, но и эксклюзивная возможность посмотреть раритетные киноленты на большом киноэкране.

Во-вторых, в рамках фестиваля прошёл показ 33-х российских короткометражных фильмов по произведениям американского писателя, участвующих в единственном в мире конкурсе любительских экранизаций короля ужасов «Кошмары и фантазии Стивена Кинга», организованном сетью кинотеатров «Монитор» ещё в 2009 году.

В-третьих, кинокомпания «Сони Пикчерс» разрешила провести в рамках фестиваля первый премьерный показ в России фильма «Телекинез», новой экранизации романа «Кэрри», за две недели до всероссийского старта.
Все фестивальные показы были бесплатными.

Безусловно, такие грандиозные мероприятия не только объединяют молодых кинематографистов, способствуют развитию киноиндустрии и кинообразования, популяризируют книги Стивена Кинга, но и главное - возрождают интерес к чтению как таковому.

Ольга Жердева
пресс-атташе группы компаний «Монитор»

Обсудить новость на форуме: События и акции в кинотеатрах сети «Монитор»
Нет нужной темы для вашего отзыва? Создайте ее и будьте первым!
Уважаемые пользователи. Вы можете войти на обновленный сайт, используя логин или почтовый ящик, на который вы регистрировали аккаунт. Если вы не активировали свой аккаунт на старом сайте до 31 октября 2015 года или не заходили на сайт с 1 января 2015 года - зарегистрируйтесь заново.
×