Землетрясение
Землетрясение

О технологии IMAX

Что такое IMAX?

IMAX® является форматом киноплёнки и стандартом проецирования, созданным канадской корпорацией IMAX. Виды деятельности компании включают в себя: дизайн, лизинг, маркетинг, обслуживание и использование плёнки IMAX и систем цифровых кинотеатров, а также проявление, производство, монтаж и прокат киноплёнки IMAX.

IMAX обладает мощностью для записи и воспроизведения изображений гораздо большего размера и разрешения, чем большинство обычных киноплёночных систем. Стандартный размер экрана IMAX составляет 22 м х 16,1 м (72х53 фута), но он может меняться. Кинотеатры IMAX разделяются на: «Классический дизайн» зала (специально сконструированная структура зала, предназначенные для расположения в кинотеатре IMAX) и «Многозальный/мультиплекс дизайн». Экраны IMAX варьируются по размеру и по расположению в классическом варианте от 51’ x 37’ до 117’ x 96’, тогда как экраны по расположению в многозальном варианте меняются от 47’ x 24’ до 74’ x 46’. Самый большой в мире киноэкран (и экран IMAX) находится в кинотеатре «LG IMAX» в г. Сидней, Новый Южный Уэльс. Высота, примерно, в 8 этажей, размером 35.73 м × 29.42 м (117.2 × 96.5 футов) и площадь более 1,015 м2 (10,930 кв. футов).

IMAX является наиболее широко используемой системой, предназначенной для показа фильмов в специальных местах. По состоянию на декабрь 2009 года существовало более 400 кинотеатров IMAX более чем в 40 странах. Корпорация IMAX выпустила четыре типа проекторов, использующие свою киноплёнку формата 70 мм, 15 перфораций: «GT» (Большой кинотеатр), «GT 3D» (двухвальный), «SR» (малый вал), и «MPX», который был спроектирован для модернизации в существующих многозальных кинотеатрах. В июле 2008 года компания представила цифровую проекционную систему, - для которой не было придумано отличительного имени или бренда, спроектированную для многозальных кинотеатров, имеющих экраны не шире 21.3 м (70 футов).

Все проекторы IMAX, за исключением стандартной системы «GT», могут проецировать 3D изображения.

Большинство кинотеатров IMAX имеют плоские, прямоугольные экраны, но кинотеатры «IMAX Dome», ранее называемые «OMNIMAX», используют «GT» проектор с линзой типа «рыбий глаз» для проекции изображения на установленный под углом экран в виде сферического купола. IMAX также обладает особой техникой, которая помещает зрителя в кино, используя движения кресла, вибрацию в определённые моменты в фильме.

История IMAX

Желание увеличить визуальное влияние фильма имеет длинную историю. В 1929 году компания «Fox» представила «Fox Grandeur» - первый 70-ти миллиметровый кино-формат, но вскоре он был забыт. В 1950-ых компании «CinemaScope» (представленная в 1953г.) и «VistaVision» (1954г.) расширили изображение, воспроизводимое с 35-ти мм плёнки, на тот момент существовали системы мульти-проекторов, как «Cinerama» (1952г.) для более широких фильмов. Но, не смотря на производимое впечатление, «Cinerama» было достаточно сложно настраивать, и было сложно спрятать швы между соединёнными проецируемыми изображениями.

Системы «IMAX» были разработаны Гремом Фергюсоном, Романом Кройтором, Робертом Керром и Уильямом К. Шоу.

Во время международной выставки «Экспо 67» в г. Монреале Кройтор и Фергюсон использовали мульти-проектор в своих многоэкранных системах «Labyrinth», «Man» и «Polar Regions». Каждая из них столкнулась со множеством технических трудностей, которые привели их к созданию компании, первоначально названной "Multiscreen", с первоначальной целью проектирования и разработки более простого подхода. В конечном итоге они остановились на одинарном проекторе / системе одной кинокамеры, спроектированном и построенном Шоу, на основе ранее не существующей технологии «бегущей петли» (Rolling Loop) перемещения плёнки, приобретённой у австралийского изобретателя Рональда Джоунса. Позже, когда стало понятно, что единичное широкоэкранное изображение имело гораздо большее воздействие, чем меньшие многорядные изображения, "Multiscreen" сменила название на «IMAX».

Первый «IMAX» фильм - «Ребёнок тигра» был показан на международной выставке «Экспо 70» в г. Осака, Япония. Первая постоянная система «IMAX» была установлена в г. Торонто в комплексе «Ontario Place» в 1971 году, которая работает до сих пор. Во время «Экспо 74» в г. Спокан, шт. Вашингтон, США, в павильоне «US Pavilion» был представлен очень большой экран «IMAX» размером 90 м × 65 м (300 × 210 футов). Около 5 миллионов посетителей посмотрели экран, покрывающий поле зрения человека полностью при прямом угле зрения на него. Это, в свою очередь, создало ощущение перемещения в пространстве практически для каждого и у нескольких зрителей вызвало «морскую болезнь». Однако это был всего лишь временный экран, установленный на 6 месяцев работы выставки. Несколько лет спустя был установлен экран «IMAX» стандартного размера, который до сих пор работает в переименованном кинотеатре "Riverfront Park IMAX Theatre".

Первый постоянный куполообразный кинотеатр «IMAX» был установлен в 1973 году в музее наук «The Reuben H. Fleet Science Center» в парке «Balboa Park» г. Сан Диего. Первый постоянный 3D кинотеатр «IMAX» был построен в г. Ванкувер, пров. Британская Колумбия к международной выставке «Экспо 86» и работал до 30 сентября 2009г.Он был расположен на вершине многофункционального комплекса «Canada Place» - достопримечательности Ванкувера.

Технические аспекты IMAX

Целью IMAX является увеличение разрешения изображения при использовании гораздо большего кинокадра. Чтобы этого достичь, 65-ти мм неэкспонированная киноплёнка проходит горизонтально через киноаппараты. В то время как традиционная 65 мм плёнка имеет площадь изображения равную 48.5 мм × 22.1 мм (1.91 × 0.87 дюймов) (для «Todd-AO»), в IMAX - изображение равно 69.6 мм × 48.5 мм (2.74 × 1.91 дюймов) по высоте. Для того чтобы экспонировать при стандартной скорости плёнки в 24 кадра в секунду, пленке нужно в три раза больше скорости чтобы пройти через киноаппарат в каждую секунду.

Протяжка позитивной киноплёнки большего формата 70 мм через кинопроектор оказалась трудной технической проблемой; традиционные 70-ти мм системы были недостаточно стабильны для увеличения в 586 раз. Проекция изображения IMAX использовала различные новшества. Уильям Шоу из IMAX адаптировал австралийский патент на механизм протяжки пленки, названный «бегущая петля», добавив «распылитель» сжатого воздуха для ускорения плёнки, и добавил цилиндрическую линзу в кадровое окно проектора для того, чтобы плёнка вакуумировалась относительно процесса проецирования (названа «полеспрямляющей», поскольку служит для выравнивания поля изображения), поскольку плёнка, фактически, касается «полеспрямляющей линзы». Линза в два раза больше плёнки и соединяется с поршнем пневмоцилиндра, поэтому её можно перемещать вверх или вниз во время работы проектора. Таким образом, если частички пыли попадут с плёнки на линзу, оператор сможет переключится на чистую сторону линзы одним нажатием кнопки. Линза также имеет «стеклоочистительный затвор», сделанный из фетра или материала, похожего на щётку, способного стирать пыль с линз, двигаясь вверх или вниз для поддержания показа «чистым». Проекторы IMAX являются стабилизированными, это означает, что 4 принимающих шпильки зацепляют перфорацию по углам проецируемого кадра для получения наилучшего выравнивая. Шоу добавил стойки с кулачковым приводом для замедления каждого кадра с целью сокращения микроскопического дрожания во время «посадки» кадра на регистрирующие шпильки. Также затвор кинопроектора открыт на 20% больше, чем обычно, а источник света ярче. Поэтому кинопроектор IMAX является серьёзным оборудованием, вес которого достигает 1,8 тонн (2 малых тонны), высотой до 178 см (70 дюймов) и 195 см (77 дюймов) в длину. Ксеноновые лампы с короткой дугой сделаны из тонкого слоя плавленого кварца и содержат ксеноновый газ при давлении около 25 атмосфер (367 пси), поэтому необходимо, чтобы операторы надевали защитную нательную броню при работе с лампами или смене повреждённых ламп (например, из-за падения на пол), поскольку разлетающиеся осколки кварца в сочетании с высоким давлением ксенонового газа могут привести к смерти.

IMAX использует более прочную основу «ESTAR» (торговое название «Kodak» плёнки ПЭТ - полиэтилентерефталатной электроизоляционной пленки), но не по причине прочности, а для чёткости. Развитие химикатов не меняет размер или форму "ESTAR", а шпильки фиксации IMAX (в особенности в кулачковом механизме) являются неустойчивыми к отклонениям ведущей перфорации или толщины плёнки. Формат IMAX обычно называется "15/70" из-за 15 перфорационных отверстий на кадр 70-ти мм плёнки. Масса плёнки требует большие опорные диски в сравнении с обычными плёночными бобинами. Опорные диски «IMAX» варьируются по диаметру от 1,2 м до 1,83м для вмещения от 1 до 2.75 часов плёнки. Диски с 2,5-часовым фильмом весят 250 кг.

Для использования большей площади изображения, плёнка IMAX не включает в себя встроенный саундтрек. Вместо этого система IMAX определяет отдельную 6-ти канальную 35-ти миллиметровую магнитную плёнку, синхронизированную с основной плёнкой. (Такая оригинальная система магнитной полосы «mag-stripe» широко использовалась для дублирования или вставки студийного звука в смешанные саундтреки обычных фильмов). В начале 1990-х был синхронизирован отдельный цифровой 6-ти дорожный источник, использующий более точный импульсный генератор в качестве источника для стандартизированного временного кода для редактирования. Это развитие предзнаменовало появление обычного программного обеспечения. ПО работает так же, как и процессор для обработки цифровых данных DDP, с той лишь разницей, что аудио файл воспроизводится напрямую с жёсткого диска в виде единичного несжатого аудио файла с 6 каналами, которые распределяются напрямую в усилители, вместо использования методов перекодировки, как Dolby Digital. Во многих кинотеатрах IMAX колонки размещают сразу за экраном, а также распределены вокруг зала для создания трёхмерного эффекта.

Конструкция кинотеатров IMAX также значительно отличается от обычных кинотеатров. Увеличенное разрешение позволяет зрителям находится гораздо ближе к экрану – обычно все ряды расположены в пределах высоты экрана – в обычных кинотеатрах места располагаются в высоту от 8 до 12 размеров экрана. Также, ряды с сиденьями расположены под крутым углом (23° градусов в некоторых сферических кинотеатрах) так, чтобы зрители смотрели на экран прямо.

Виды IMAX

Куполообразный экран «IMAX Dome» / «OMNIMAX»

В 1960-х «Hall of Science» г. Сан Диего (ныне известный как «The Reuben H. Fleet Science Center») начал поиски системы киноплёнки большого формата в Северной Америке для проецирования на купол в своём 23-х метровом (76 футовом) наклонном куполообразном планетариуме. Одним из передовых форматов на тот момент была двукадровая 35-ти миллиметровая система, пока они не познакомились с MAX. Проектор IMAX не был подходящим для использования внутри купола, поскольку сверху он имел фонарь высотой 3,7 м (2 фута). Однако, корпорация MAX была готова к сотрудничеству и изменению конструктива системы. IMAX спроектировали лифт для подъёма проектора к центру купола из нижестоящей кабины проектора. Физики спектральной функции разработали подходящий фонарь, использующий меньшие лампы (примерно 18 дюймов длиной) и поместили баллон за линзой, вместо прежнего расположения над проектором. В 1970 году, компания «Ernst Leitz Canada» (в настоящее время «ELCAN Optical Technologies») выиграла контракт на разработку и производство системы проецирования через линзы типа «рыбий глаз», оптимизированной для проектирования изображения на купол вместо плоского экрана.

Система купола, которую «Hall of Science» города Сан Диего назвал «OMNIMAX» использует киноплёнку, отснятую кинокамерой, оборудованной линзой типа «рыбий глаз», что сжимает сильно искажённое поле обзора в 180° в 65 мм плёнку IMAX. Линза расположена на одной оси за центральной частью кадра, и большая часть нижней половины кругового поля опускается за края плёнки. Часть поля выпадающего за края купола, скрывается. При киносъёмке, камера настроена выше, на угол, который совпадает с наклоном купола. При проецировании на купол через настроенную линзу «рыбий глаз», воссоздаётся оригинальное панорамное изображение. Для зрителя, находящегося в центре купола «OMNIMAX» охватывает 180° по горизонтали, 100° над горизонталью и 22° ниже неё. Премьера «OMNIMAX» состоялась в 1973 году в «Reuben H. Fleet Space Theater and Science Center» при показе, состоящем из 2-х фильмов «OMNIMAX»: «Путешествие к внешним планетам» (созданный «Graphic Films») и «Остров-сад» («Roger Tilton Films»).

С тех пор «IMAX» перенаименовал систему «IMAX Dome». Однако некоторые кинотеатры могут продолжать называть её «OMNIMAX».

В настоящее время фильмы «OMNIMAX» используются множеством Североамериканских музеев, в основном тех, что сфокусированы на науке, где могут быть продемонстрированы технические характеристики самой системы в качестве предметной заинтересованности. Киноаппаратная комната зачастую оснащена окном, чтобы публика могла обозреть её, и завешена информационными плакатами, как на настоящей выставке. Внутри кинозала экран может иметь временную фиксацию, как, например, в «Научном Центре Св. Луиса» (который также воспроизводит короткое обучающее видео о системе «OMNIMAX» перед показом) и «Бостонский Музей Науки»; или же ниже или выше, в зависимости от потребностей, как сделано в «Музее Науки Миннесоты» (где аудитория предназначена и для стандартного экрана «IMAX»). Перед началом показа экран освещён сзади, что позволяет увидеть колонки и опоры за самим экраном. Экраны «IMAX Dome» можно найти и в нескольких крупных тематических парках. В то время как большинство фильмов «OMNIMAX» являются документальными и образовательными для просмотра в музеях, иногда, и как это случилось с релизом «Чарли и шоколадная фабрика» в «Музее Науки и Промышленности г. Орегона» – также показываются и множество студийных релизов. Самые крупные кинотеатры «IMAX Dome» в Северной Америке находятся в «Научном Центре «Свобода» в г. Джерси-Сити и «Мир Науки »NJ и Telus» в Ванкувере, штат Британская Колумбия, - оба имеют купольные экраны диаметром 88 футов.

IMAX 3D

Для создания иллюзии трёхмерной глубины «IMAX 3D» использует две кинокамеры для левого и правого глаза. Обе линзы разделены межзрачковым расстоянием в 64 мм (2,5 дюйма) – среднее расстояние между зрачками человека. При записи на два раздельных вала плёнки для левого и правого глаза и последующей одновременной проекцией, зрители испытывают способность увидеть изображение 3D на экране 2D. Кинокамера «IMAX 3D» достаточно громоздкая, весом более 113 кг (250 фунтов), что делает сложным снимать документальные фильмы за пределами студии.

Существует два метода создания 3D эффекта в зале. Первый использует поляризацию. Во время проецирования, изображения для левого и правого глаза линейно поляризуются при показе на экране IMAX. При просмотре через специальные очки с линзами, поляризованными в соответствующем для них направлении для совпадения с проецированием, изображение левого глаза может быть увидено только левым глазом, поскольку поляризация левой линзы исключит проецирование для правого глаза, аналогично и для правого глаза. Другой метод 3D проецирования использует LCD очки с оптическим затвором.

Такие очки имеют LCD панели, которые синхронизированы с проектором, которые быстро чередуются на 96 кадрах в секунду при отображении правого и левого изображения, которые мгновенно просматриваются соответствующим глазом, делая панель этого глаза прозрачной, в то время как другая остаётся непрозрачной. В то время как панели с этими активно перекрывающимися 3D очками чередуются в 96-ти кадрах в секунду, сама плёнка отображается на скорости 48 кадрах/сек. MAX также имеет специальную технику, которая помещает зрителей в кино, используя движения/вибрации сиденьев в определенные моменты фильма.

Цифровая система IMAX

Цифровая версия IMAX появилась в 2008 году. Новая система является лишь стандартом проецирования. Цифровые системы IMAX могут показывать информационный ресурс в 2D или 3D в цифровом формате DCI или IMAX (который, по сути, является расширенным вариантом DCI). Цифровая система уменьшает необходимость в плёночных катушках и упрощает дорогостоящее распространение фильмов IMAX.

Но, несмотря на эти преимущества, есть один большой недостаток – разрешение картинки гораздо ниже, чем разрешение нормальной киноплёнки IMAX, приблизительно 12000 × 8700 теоретических пикселей или 6120 × 4500 фактически различаемых пикселей. Экраны, использованные в многозальных комплексах, варьируются по размеру от 47' x 24' до 74' x 46', а те, что располагаются в классических залах, имеют размеры от 51' x 37' до 117' x 96', обычно в «New South China Mall». Цифровые системы спровоцировали некоторые заблуждения, основываясь на слабом разграничении потребителей в отношении традиционной системы IMAX 15/70.

В настоящее время цифровой IMAX использует два проектора «Christie» с разрешением 2K при технологии цифровой обработки цвета «Texas Instruments» наряду с собственными технологиями IMAX. Два изображения 2K проецируются друг на друга, производя картинку, которая потенциально немного большего разрешения, чем обычный цифровой кинофильм 2K. Первоначально предполагалось, что IMAX будет использовать два проектора «Sony 4K». Некоторые критики отметили, что данный подход не может создавать качество изображения выше, чем при использовании одного проектора 4K, который доступен в некоторых кинотеатрах без IMAX, включая собственный «AMC». Уже были подписаны соглашения с «Hollywood studios» на фильмы IMAX 3D, как, например, «Шрек 4: Навсегда» 3D. В недавнем времени компания IMAX подписала соглашение с «AMC Theatres» на начало использования цифровых систем IMAX в США с начала июля 2008 года. В декабре 2008г. Два цифровых экрана были открыты в «Odeon Cinemas» в Великобритании и три в «Hoyts Cinemas» в Австралии.

IMAX DMR

Осенью 2002 года, компании «IMAX» и «Universal Studios» выпустили обновленную версию фильма 1995 года «Аполлон 13» в формате IMAX – первое запатентованное применение процесса DMR (Digital Media Remastering), который позволяет преобразовывать обычные фильмы в формат IMAX. Данная технология была разработана для преобразования фильмов, снятых на обычную 35-ти миллиметровую пленку для показа в кинотеатрах IMAX. Другие фильмы, выпущенные на экраны, впоследствии будут переизданы в новые версии с использованием процесса DMR. Из-за технических ограничений размера катушки для киноплёнки, были изданы несколько ранних версий DMR для приспособления к максимальной 2х-часовой длине. Более поздние цифровые версии не имеют таких ограничений, жесткие диски IMAX, используемые в настоящее время позволяют увеличить время показа до 165 минут.

Критики в своём большинстве, оценили результаты процесса увеличения изображения DMR, который превосходит те же самые фильмы, показанные в 35ти-мм формате, как в визуальном, так и в акустическом плане. Однако, некоторые режиссёры, как например, продюсер Фрэнк Маршалл, обращают внимание на то, что увеличенные изображения DMR несравнимы с фильмами, созданными прямо в 70 мм 15-ти перфорационном формате IMAX, и что режиссёры Рон Ховард и Джордж Лукас ожидали лучшего.

По материалам сайта imax-3d.ru

Андрей Попов
пресс-атташе сети кинотеатров «Монитор»

Бронирование билетов в IMAX на сайте будет открыто с 31 мая 2011г. До этого времени билеты можно купить только в кассах киноплекса «Семь звёзд».

Полезные ссылки:

Вы можете задавать ваши вопросы по IMAX на форуме в теме IMAX в Краснодаре: тема отзывов и мнений

Уважаемые пользователи. Вы можете войти на обновленный сайт, используя логин или почтовый ящик, на который вы регистрировали аккаунт. Если вы не активировали свой аккаунт на старом сайте до 31 октября 2015 года или не заходили на сайт с 1 января 2015 года - зарегистрируйтесь заново.
×