Млбильное приложение
Новое мобильное приложение на iOS и Android

Ночь разрушителей мифов в «Болгарии»

III Южно-Российский фестиваль современного искусства в области этники, неомифологии и интеграционной визуальной антропософии
«ЗЕРКАЛА МИРА. Новая мифология искусства»
представляет

14 мая 2011
в полночь
в кинотеатре «Болгария»
ВОСТОКЗАПАД: киновзгляд

В программе:

Кино
ГОДАР: "На последнем дыхании"
КАЙГЕ: "Император и убийца"
посмотреть сеанс, забронировать билет

Перформансы
Актуальное искусство молодых художников

Добро пожаловать в ночь разрушителей мифов!

Справки по телефону 233-99-58

Андрей Попов
пресс-атташе сети кинотеатров «Монитор»

Из книги кинорецензий «3500» Сергея Кудрявцева:

На последнем дыхании

Экзистенциальная криминальная драма

#IMAGE_LEFT 5106# Первая лента всего лишь 29-летнего Жан-Люка Годара стала программной не только для этого режиссёра, бывшего кинокритика, а также подлинным этапом для французской «новой волны» (не случайно, что в создании сценария принимал Франсуа Трюффо и художественным руководителем считался Клод Шаброль) и всего мирового кино, вобрав в себя кинематографические поиски и открытия на рубеже 50—60-х годов, причём сам Годар оказался родоначальником понятия «рваного монтажа». Фильм «На последнем дыхании» можно смело назвать вехой в общественном сознании той эпохи. Обычный криминальный сюжет (молодой вор, Мишель Пуакар, который занимается кражей автомобилей, случайно убивает полицейского, пытается скрыться, но его собственная возлюбленная, недавно встреченная юная журналистка-американка Патриция, выдаёт Мишеля полиции) явился для Годаpa поводом для создания произведения, выражающего квинтэссенцию времени.

Причём невозможно точно определить: где конкретно, в каких кадрах содержится дух эпохи, её настроения, мечты, идеалы… Ведь ни один гений намеренно не задаётся целью запечатлеть время в отдельном своём творении, а тем более — в каком-то его фрагменте. Жан-Люк Годар интуитивно, на уровне подсознания, творческого наития, словно на последнем дыхании, сумел ухватить и наполнить пространство своей картины ускользающим «воздухом времени». И его предчувствие беспричинного бунтарства, зреющего в глубине молодёжных масс стихийного протеста, было выражено в образе Мишеля Пуакара благодаря замечательной игре 26-летнего Жан-Поля Бельмондо.

Заметим, что тут налицо перекличка с американской лентой «Бунтовщик без причины» (1955) Николаса Рея с участием знаменитого «идола поколения» Джеймса Дина. Американское влияние не без иронии представлено даже в том, что французский постановщик Жан-Пьер Мельвиль (кстати, это его псевдоним, взятый в честь автора «Моби Дика») сыграл глубокомысленного писателя из США, который раздаёт умные фразы на импровизированной пресс-конференции. Использование любых, работающих на главную идею деталей: надписей на плакатах (например, мелькает фанерный щит со словами «Жить, подвергая себя опасности, на последнем дыхании»), заголовков в газетах, вроде бы случайных реплик, ссылок, намёков и т. п. — всё это составляет неповторимый стиль Годара.

Однако без Бельмондо рассказ о бунтаре-одиночке, который бессознательно живёт будто в экзистенциальной «пограничной ситуации», перед лицом смерти, «бездны на краю», остался бы отчасти декларативным, провозглашённым, но не пережитым, не прочувствованным изнутри. Созданный им образ молодого бунтаря, стихийного и порой анархичного ниспровергателя законов буржуазного общества, лицемерных моральных норм и правил приличия, был воспринят как символ поколения, протестующего против «папочкиного стиля» во всём — от жизни до искусства, в том числе и кино.

Совершенно не случайно фильм «На последнем дыхании», в котором Жан-Поль Бельмондо исполнил роль Мишеля Пуакара, преступника по стечению обстоятельств и ради дерзкого вызова судьбе, живущего наобум и второпях, в состоянии мгновенных, неуловимых откликов на столь же быстротекущую реальность, которая проносится мимо за стеклом угнанного автомобиля, этот тоже безудержный и рваный по ритму кинорассказ стал в итоге своеобразным манифестом. А вроде заурядный персонаж, похожий на миллионы парней, которые слонялись без дела по улицам европейских городов и ввязывались по глупости в авантюрные или даже скверные истории, подчас со смертельным исходом, оказался благодаря точной игре естественного и раскрепощённого актёра, улавливающего на интуитивном уровне скрытый нерв времени, своего рода провозвестником грядущих бурных потрясений в среде молодёжи 60-х годов.

Это проявилось в самой пластике поведения Бельмондо перед камерой, просто в его органичном присутствии на экране, по наитию прочувствованном переживании нескладной судьбы Пуакара. Ведь Мишель привык действовать на бегу, вернее — создавать только видимость действий, поступая практически всегда случайно и как ему в данный момент хочется. Сиюминутность поведения выражена и в реакциях как бы «загнанного зверя», и даже в любовных отношениях, которые тоже приобретают характер «опасных связей».

Допустим, в сцене, происходящей в номере дешёвой гостиницы, две «пограничные ситуации» словно накладываются одна на другую. Мишель пытается убедить Патрицию переспать с ним — и одновременно звонит какому-то Антонио, который ему что-то должен, но никак не может застать того на месте. А с улицы доносится надоедливый вой полицейских сирен. Патриция цитирует Фолкнера: «Между печалью и небытием я выбираю печаль» и тут же обращается к Мишелю, который всё-таки предпочёл выбрать небытие: «Мне бы хотелось, чтобы ты меня хоть немного любил». И эта длинная монтажная фраза, снятая одним куском, завершается как раз любовным актом, который принципиально монтируется короткими кадрами, чтобы сильнее подчеркнуть скоротечность желания, преходящего, как и сама жизнь.

Вот почему данный эпизод знаменательно перекликается с финалом, снятым тоже одним куском и с движения, когда раненый Пуакар бежит по узкому переулку — бежит долго и медленно, шатаясь, наталкиваясь на прохожих, которые вообще не обращают на него внимание, он как бы наслаждается «игрой в раненого», а затем падает, добежав до перекрёстка, на мостовую. И последующие кадры (к лежащему Мишелю подбегают полицейские и Патриция, которой он скажет: «Всё-таки ты — гнусная», а она по привычке переспросит: «Что он сказал?», на что тот всего лишь улыбнётся) опять смонтированы коротко, фиксируя последние мгновения утекающей в никуда «личной экзистенции».

Длинный пробег Пуакара на последнем дыхании — это своего рода аналог его прежних проездов на краденых автомобилях, только на сей раз замедленность движения ещё сильнее подчёркивает окончательную оторванность героя от окружающей реальности. Он, как Орфей в фильме Жана Кокто, с трудом преодолевает свой финальный путь в мир мёртвых. Этот бег и есть самое ценное в жизни Мишеля. И он изо всех сил пытается растянуть краткий миг собственного «истинного бытия». Но переулок кончается. Скоро уже перекрёсток. Перекрёсток жизни и смерти. Пуакар падает. Последняя улыбка. И смерть.

Мишель Пуакар вовсе не задумывался над своей жизнью, а тем более — не помышлял о философских основах мироздания (иначе бы он погиб гораздо раньше, подобно Портосу, — как раз назидательную притчу об одном из персонажей Александра Дюма рассказал французский философ Брис Парэн в другой годаровской картине с тоже программным экзистенциальным названием «Жить своей жизнью»). Но он стал истинным героем времени, непроизвольно концентрируя в себе глубинную суть, феномен эпохи. Причём в фильме «На последнем дыхании» и некоторых других работах того периода Жан-Люк Годар оказался художнически прозорливее и ближе к истине, чем в своих теоретических воззрениях или, например, в практических деяниях во времена предсказанного им анархистского бунта 1968 года.

Данная лента, снятая только за 400 тыс. франков, имела немалый успех во французском прокате (посещаемость составила 2,1 млн. зрителей) и получила приз за режиссуру на фестивале в Западном Берлине в 1960 году (интересно, что жюри тогда возглавлял прежде прославленный американский комик Гарольд Ллойд), когда главная премия досталась… традиционной испанской экранизации «Ласарильо из Тормеса». И кто теперь её помнит?! Но как бы извиняясь за подобную недооценку, уже на следующем западноберлинском киносмотре французскому режиссёру вручили «Золотого медведя» за менее значительную картину «Женщина есть женщина».

Император и убийца

Историческая драма

#IMAGE_LEFT 5107# Представление этого фильма в качестве самого амбициозного и дорогостоящего проекта китайских кинематографистов, которые по размаху съёмок и тщательности воспроизведения далёкой эпохи (III век до нашей эры), что называется, утёрли нос Голливуду, можно посчитать, в принципе, верным. Хотя это способно помешать восприятию своеобразного «Первого императора» (оказывается, что итальянскому режиссёру Бернардо Бертолуччи предлагали после его «Последнего императора» также перенести на экран историю самого первого императора Китая) в качестве умной и чётко выстроенной пятиактной исторической драмы — вполне в духе Шекспира. А ещё при просмотре «Императора и убийцы» отнюдь не случайно вспоминается и Эйзенштейн с «Иваном Грозным», и Куросава со своими самурайскими лентами, и в какие-то моменты — даже Тарковский с «Андреем Рублёвым».

Режиссёру Чэнь Кайгэ, прежде всего, удалось (пусть и не с первого раза — ведь начальный вариант, показанный в КНР ещё осенью 1998 года, встретил там прохладный приём, а потом для Каннского фестиваля 1999 года картина была специально перемонтирована) сконцентрировать действие вокруг трёх основных фигур повествования — Ин Чжэна, правителя царства Цинь, госпожи Чжао, его подруги с детства, а позднее возлюбленной и советчицы, и, наконец, Цзин Кэ, предназначаемого в качестве убийцы. На самом-то деле, Ин Чжэну нужен был лишь предлог для того, чтобы вторгнуться в пределы царства Янь, которое являлось главной преградой для будущего объединения всех владений (включая также Хань и Чжао) и создания могучей китайской империи. Именно это в итоге осуществил правитель Циня, став первым императором Китая.

Однако постановщика фильма интересует, в первую очередь, следующее: какой ценой жестокости и насилия по отношению к подневольно объединяемым народам, с какими нравственными потерями для себя и изменой ранее данным клятвам и обещаниям было достигнуто потенциальным императором это исторически благое деяние? Драма правителя — не только в том, что он узнаёт неприятную тайну своего не совсем царского происхождения и затем вымещает зло на родине Чжао. Ин Чжэн, предав тех, кто готов был помочь ему в миссии собирания разрозненных земель воедино, в результате оказывается в полном одиночестве среди толпы лишь слепо подчиняющихся прислужников — и потому, даже выжив в поединке с убийцей, нравственно проигрывает и ему, и гордой госпоже Чжао.

Накал страстей, борьба чувства и долга, жажда власти и забвение былых идеалов — всё это передано ярко, убедительно и по-настоящему современно. А трое отлично играющих главных исполнителей демонстрируют отточенную актёрскую технику и мастерство психологического перевоплощения. Так что трудно согласиться с некоторыми западными критиками, которые на Каннском фестивале почему-то упрекали Чэнь Кайгэ в тягучем и подробном воспроизведении далёкого прошлого, «прогрессирующей консервативности образного мышления» и в «совершенно бездушном величии и механистической режиссуре» по сравнению с прежними работами этого кинематографиста. Как раз умелое сочетание великолепных батальных сцен с гигантскими массовками и впечатляющими декорациями (за что художник Ту Цзюхуа как раз и получил Большой приз Высшей технической комиссии в Канне), режиссёрски подчас изощрённых композиций в стиле Эйзенштейна и захватывающей игры актёров делает ленту «Император и убийца» заметным произведением и в творчестве Чэнь Кайгэ, и в китайском кино, и в жанре исторической драмы в мировом кинематографе.

Вы можете обсудить эти фильмы на форуме в темах Император и убийца (1998, Чэнь Кайгэ) и На последнем дыхании (1960, Жан-Люк Годар)

Бронируйте билеты на нашем сайте и по телефонам:
(861) 202-22-22 Краснодар
(8617) 300-500, 300-545 Новороссийск
А также по телефонам других кинотеатров.

Инструкция по бронированию билетов: перейти к статье.

Уважаемые пользователи. Вы можете войти на обновленный сайт, используя логин или почтовый ящик, на который вы регистрировали аккаунт. Если вы не активировали свой аккаунт на старом сайте до 31 октября 2015 года или не заходили на сайт с 1 января 2015 года - зарегистрируйтесь заново.
×