Млбильное приложение
Новое мобильное приложение на iOS и Android

«Generation P»: Битва рецензий

НЕМУДРАЯ КУЧА НЕМУСОРА
Generation P: ПРОТИВ

В жизни каждого человека есть такие вот милые сцены: человеку еще нет десяти лет, если не восьми, идет он с родителями по большой, широкой красивой улице в центре города, он видит прилавок со всякими детскими штуками, папа или мама покупают ему заветную колбочку с мыльной жидкостью... Ребенок прикладывает к губам пластмассовую палочку с кольцом на конце, дует, получается большой такой красивый шар. Он летит к небу, переливается всеми цветами радуги и... Лопается. Мыльный пузырь лопается. Именно такая ситуация произошла с именитым фильмом, который снимался, на секундочку, четыре с половиной года по одноименной книге Виктора Пелевина. Жаль, у меня не было с собой гнилых помидоров.

GenerationП

От этого фильма по культовому роману многие ждали многого, не исключая автора данного текста. Судите сами: история повествует о России буквально через пару лет после развала СССР - Ельцин, бандитизм и резко хлынувшая западная продукция, просто запредельное количество звезд, участвовавших в съемках - Владимир Епифанцев (главный герой), Михаил Ефремов (один из лучших актеров пост-советского пространства), Владимир Меньшов, Александр Гордон, ныне покойный Роман Трахтенберг, Иван Охлобыстин, Андрей Панин, Олег Тактаров и др. Да с такими "исходниками" можно горы свернуть снять просто-таки шедевральный фильм! А авторы последние пару лет перед выходом картины выпускали похожие, но очень сильные трейлеры, в которых персонажи матерятся, говорят простыми русскими словами о рекламе, а Михаил Ефремов хлопает по плечу голого мужика в центре Москвы. То есть, как было сказано выше, пузырь был надут до предела. Пузырь не резиновый - лопнул.

Творец криэйтору не товарищ

Фильм прокалывается там, где не ожидали. Причем в двух местах: сценарий и режиссура. Приблизительно как в случае с "Мастером и Маргаритой" Юрия Кары, сюжет представляет собой несвязные куски повествования, которые не удается собрать даже при тщательном рассмотрении. Ну а если и получится, то эффект будет как от просроченного клея ПВА. Вот Вавилен Татарский (главный герой) работает продавцом в ларьке, вульгарничает с покупателями, затем, прикинувшись Кэлом Лайтманом, умеет определить по кисти клиента, на сколько и если можно его обсчитать, а через секунду к нему приходит старый знакомый за презервативами и сразу же берет Ваву копирайтером (человек, придумывающий слоганы и рекламный текст). Еще через минуту бородатый паренек встречает еще одного старого знакомого, едет к нему в Расторгуево, где мирно поедает галлюциногенные грибы (сушеные мухоморы). Надо сказать, что примерно десятая часть экранного времени приходит на собственно галлюцинации главного героя, однако многим известно, что злоупотребление экспериментальными художественными приемами грозит показаться безвкусицей (однако тут уже не кажется, это и есть безвкусица).

Второй прокол, режиссура, ударяет прямо в сердце. В таком большом во всех смыслах фильме настолько пустые, невзрачные персонажи, что аж обидно становится. Да, у них есть сильные реплики, да, в картине присутствуют довольно-таки удачные сцены, но вот проработка персонажей - на нуле. Ни единое имя не запоминается, кроме имени главного героя - Вавилена, да и то из-за необычности (составлено, кстати, из имен Василия Аксенова и дедушки Ленина). Когда одного из героев убивают, а в "GenerationП" это происходит частенько, не чувствуется и доли сожаления. Создается впечатление, что и героям на экране тоже плевать хотелось на погибших. Также есть очень много непонятностей. Вот, например, уже упомянутая сцена о приеме Татарского на должность копирайтера - с чего это вдруг его без разговоров принимают на такую важную работу? Впоследствии, герой сам признается, что умеет разве что придумывать плохую рекламу. Еще одна сцена - руководству внезапно нужно сделать так, чтобы на одно важное лицо было совершено покушение. Подозрение должно пасть на лицо кавказской национальности. Причем нужно, чтобы покушение было совершено на белом автомобиле марки Mersedes. Скажите, вот какого, простите, лешего кавказец будет нападать именно на белом именно на мерине? И тут - внезапно! - у Вавилена оказывается именно такой автомобиль. Остается только гадать, к чему этот сюжетный ход. И таких вот недоразумений в "Поколении П" очень много.

Орден хомячку

По духу "GenerationП" очень напоминает недавнюю очень крутую "ПираМММиду" - тоже про финансы, тоже про Россию после развала СССР, разве что события фильма об афере Мавроди разворачиваются приблизительно на пару лет раньше "Поколения Пепси". Однако парадокс - на первую ушло $2,2 млн, а на второе - более чем в три раза больше. Причем уровень исполнения "Поколения" не идет ни в какое сравнение с "ПираМММидой". Ответ на вопрос - почему? - приходит на ум после недолгого анализа. По сути, Виктор Гинзбург, режиссер экранизации книги Пелевина, просто накидал в кучу крутых артистов и решил, что все само по себе получится. Ан-нет - полученный винегрет необходимо было еще и перемешать и залить "майонезом". Ну и неопытность режиссера тоже сказывается - начало фильма очень сильно походит на сцены из какого-нибудь второсортного боевика-детектива с НТВ - то и дело в кадре появляются алкоголь, алкоголики и бандиты.

И если "ПираМММида" в этом плане - шаг вперед для российского кино, отказ от стереотипных очерков, то "Поколение P" - уверенный прыжок на месте. Вместо того, чтобы показать умную драму про финансы, рекламу и испортившееся общество, Виктор Гинзбург заставляет Михаила Ефремова и Александра Гордона нецензурно выражаться (причем совершенно "не в тему"), а Сергея Шнурова переодеться в тибетского монаха и съесть мухомор-другой. При всем при этом, значительную роль в и так ужасно связном сюжете имеют, на секундочку, Че Гевара, египетская мифология и сигареты "Parliament".

Ни в коем случае не задумывайся над этим

Как грустно осознавать, что все-таки есть еще мыльные пузыри в киноиндустрии. "GenerationП" это, если хотите, русский такой "Аватар", утрированно, конечно. Незатертый сеттинг, хорошие актеры, долгое время работы над картиной, огромный потенциал. Однако при просмотре обеих картин возникает чувство некоторой вторичности и разочарованности. Но если на "Аватаре" люди сидели только ради наикрутейших спецэффектов и проработки мира, то зачем ходить на фильм про "поколение пепси" - совершенно непонятно. Ладно, если бы картина была исторически достоверна, однако какая там историческая достоверность, когда в сценарии творится абсолютный хаотичный беспредел в сигаретном дыму? У кинопрокатчиков в строке "жанр" стоит пункт "комедия", однако в фильме замечено ровно полторы шутки, да и то не самых удачных. Как уже было сказано, фильм непонятно для кого снят. Вероятно, для тех, кто является безумным фанатом первоисточника, или тех, кто уже пересмотрел "ПираМММиду", "Рио", "Астрал" и "Притворись моей женой". Последние два вряд ли можно назвать сильными фильмами, но удовольствие от них получить можно гораздо больше, нежели от "Поколения".

Анатолий Максимов, tolord
Специально для kinomonitor.ru



МУДРАЯ КУЧА МУСОРА
Generation P: ЗА

Интересно, что в мире кино очень редко встречаются так называемые "долгострои" - проекты с необычайно большим временем работы над ними, в отличие от, скажем, компьютерных игр - там проекты, за плечами которых свыше четырех лет разработки, выходят приблизительно по несколько штук в год. В кинематографе из последних вспоминается разве что "Аватар", над которым Джеймс Кэмерон трудился, по некоторым подсчетам, от восьми до пятнадцати лет (сценарий уже лежал на полке еще в далеком 1994 году, режиссер ждал эволюции компьютерных технологий). Вот настал черед выхода нашего, российского "долгостроя", съемка над которым длилась, на секундочку, семь лет. Фильм-символ девяностых, отражение развала СССР.

GenerationП

В далеком-недалеком 1999 году вышел роман Виктора Пелевина, который разошелся по России, США и Германии многотысячным тиражом, про экономико-маркетинговые свистопляски, связанные с образованием Российской Федерации и отсюда следующим повалом всевозможной западной продукции на прилавки ларьков пост-советского пространства. В названии "GenerationП" буква "П" означает "Пепси", напиток-символ того общества. Как сказал один из героев: "Сейчас, Вова, наступает такое время, какого никогда не было и никогда не будет". И он оказался совершенно прав. Собственно, сюжетная линия первого плана повествует о подъеме по карьерной лестнице Вавилена Татарского, выгнанного из Литературного института интеллигентного парня, вынужденного работать продавцом в ларьке местного бандита-кавказца. Со временем, Вова (как иногда себя просит называть главный герой ввиду стеснения настоящего имени) все глубже и глубже погружается в дебри рекламного мира, превозмогая трудности, прибегая даже к помощи галлюциногенных грибов и тяжелых наркотиков. Поначалу картина может отпугнуть зрителя своей грубостью (один из немногих фильмов, демонстрируемом в российском прокате, который не брезгует крепкими словечками - в связи с чем пускают только совершеннолетних на показ), вызывающей реалистичностью (в девяностые были "популярны" бандитизм, наркотики и пр.), довольно тяжелым для восприятия сюжетом. Поначалу происходящему даже и не верится - как-то все неестественно, однако фильм "GenerationП" не про то. Здесь на первом плане стоит не сопереживание героям, не развитие сюжета. Эта картина, на манер недавней "ПираМММиды", отражающая то самое поколение "пепси" во всей его "красе" - с грабежами, политическими махинациями и олигархами-наркоманами. Однако помимо всех этих реалий. в противовес, выступает абстракционный мир Вавилена Татарского, который предстает перед зрителем, когда главный герой съедает очередной галлюциноген.

Сколько пальцев видишь?

И вот тут у фильма открывается второе дно. Под кайфом новоиспеченный криэйтор придумывает невероятно крутые рекламные ходы, которые, с одной стороны - чрезмерно бредовые, с другой - вызывающие. Чего только стоит следующая идея (на словах, правда, она выглядит гораздо эффектней, нежели на экране): церковь, к ней подъезжает лимузин, открывается задняя дверь, оттуда высовывается нога, обутая в сандалии, изнутри салона бьет свет, появляется надпись "Солидный господь для солидных господ". Чуть менее брутально выглядит реклама сигарет Parliament и "Березового Спрайта". Затем в очередном "видении", обратившись за помощью в выдумке рекламного слогана (!) к Че Геваре (!!!), Вове открывается теория об оранусах (кто это такие, нечитавшие книгу Пелевина узнают во время просмотра), которая четко дает понять все принципы работы рекламы.

Особого внимания заслуживают диалоги. Так, даже если фильм вам не понравится, велика вероятность того, что вы будете потом в разговоре с друзьями повторять стишок про "Мы с Иваном Ильичом..." или высказывание персонажа Александра Гордона про разницу творца и криэйтора. Или вот, например, сцены. Мало в каком российском, да и любом другом, фильме можно встретить главу Института пчеловодства, восседающего на ковре, расписанным кокаиновыми горками в форме какого-то символа. Но все это, наверное, не стоило бы и гроша ломаного, если бы не подбор актеров. Назвать его великолепным язык не повернется, но посудите сами: здесь и упомянутый Александр Гордон (скандальный критик всего и вся), и Роман Трахтенберг (пусть земля ему будет пухом), и Михаил Ефремов (тот самый глава Института пчеловодства) и многие другие знаменитые актеры. Сергей Шнуров в образе тибетского монаха вообще бесподобен, хотя его роль находится где-то на третьем плане. И все они играют великолепно. И это довольно спорный момент. Все играют хорошо. Здесь вроде бы и есть главный герой (который, между прочим, не самый харизматичный), но второстепенные роли одинаково хороши, нет выделяющихся. А потенциал некоторых так и не раскрыт. Так, например, Роман Трахтенберг произносит всего пару матерных реплик, ничего особо важного в сюжете не решающих, и все. Примерно то же и с Ренатой Литвиновой, кроме нецензурщины.

Пятилапый пес

Что можно сказать о фильме конкретного? Да наверное, ничего. Он воспринимается на уровне тактильных ощущений. Он не такой, если хотите, попсовый, как "ПираМММида". Он не такой как... Он вообще не такой. Он очень понравится тем, у кого есть хорошие базовые знания в области маркетинга, социологии, психологии и истории. Ну и, скорее всего, тем, кто оказался непосредственно рядом с теми событиями конца двадцатого века. Редкий в наше время сюрреализм (пресловутые галлюцинации, которые занимают около 15% от всего экранного времени) здесь сочетается с таким популярным в начале нулевых реализмом (бандитизм, убийства на каждом углу, совершенно дебильная реклама). Это настоящее инди-искусство с поправкой на звезд масштаба страны. Это кино вы обязательно запомните. Сходите на него, пожалуйста.

P. LeeGrimm, vkontakte.ru/p_lee_grimm
Специально для kinomonitor.ru


Предлагаем обсудить рецензии наших авторов на форуме в теме «Generation P»: Битва рецензий.

Бронируйте билеты на нашем сайте и по телефонам:
(861) 202-22-22 Краснодар
(8617) 300-500, 300-545 Новороссийск
А также по телефонам других кинотеатров.

Инструкция по бронированию билетов: перейти к статье.

Уважаемые пользователи. Вы можете войти на обновленный сайт, используя логин или почтовый ящик, на который вы регистрировали аккаунт. Если вы не активировали свой аккаунт на старом сайте до 31 октября 2015 года или не заходили на сайт с 1 января 2015 года - зарегистрируйтесь заново.
×